Мы рады всем новым пользователям нашего Форума. Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с разделом Правил Форума viewtopic.php?f=1&p=42768#p42768


Уважаемые посетители, в настоящее время порядок регистрации на форуме включает в себя обязательное письменное согласование с администрацией форума. Если вы хотите зарегистрироваться на нашем форуме, убедительная просьба предварительно написать кому то из администраторов-модераторов. В противном случае мы не сможем одобрить регистрацию Вашего аккаунта. Предварительно согласовать регистрацию можно по адресам: 9-8-7@bk.ru linenkom@mail.ru silaivolya@bk.ru. С Уважением. Администрация форума.

Что такое понять и как учить?

Памяти А. А. Ильинского, кинолога.

Модераторы: Max, SilaiVolya, Fedora, Julka

Аватара пользователя
Fedora
Сообщения: 4221
Зарегистрирован: Чт дек 20, 2012 11:14 pm
Репутация: 7
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 208 раз
Поблагодарили: 138 раз
Контактная информация:

Что такое понять и как учить?

Сообщение Fedora » Вт июл 23, 2013 6:51 pm

Для понимания процесса предлагаю всем провести следующий эксперимент:

Вам потребуются:
- листок чистой бумаги;
- карандаш;
- напарник, который поможет Вам в этом эксперименте.

Подойдите к этому человеку, дайте ему карандаш и бумагу и попросите нарисовать на листке бумаги круг. Предупредите его, что он должен нарисовать круг так, как представляет, несмотря на помехи с Вашей стороны. Сами кладете свою руку поверх его и всеми силами пытаетесь рисовать треугольник. Проделайте это.

Впрочем, выбор фигур значения не имеет. Важно, чтобы вы одновременно рисовали разное, мешая друг другу.

Продолжение под катом.


[hide]В своё время один инструктор, объясняя как он видит процесс обучения, сказал: «представьте себе, что вам нужно что-то объяснить иностранцу и не просто объяснить, а ещё и заставить сделать то, что он никогда не делал, и не видел как делается, который по-русски не знает ни слова, и переводчика нет».

Собака мыслит, и мышление её отличается от нашего, чувствует, и чувства эти также отличаются от наших, на них оказывают влияние окружающая среда и мы как главный фактор воздействия, и на этой основе строится её восприятие происходящего в данный момент.

Мне понравилась такая трактовка, и я попытался на индивидуальных занятиях, придать ей наглядность, а так как «иностранца» под рукой не было, то мне пришлось «сооружать экспромт», но люди поняли, и к занятиям после этого «эксперимента» и соответствующих объяснений, относились более вдумчиво.

Небольшая просьба, прошу прочитать сперва мои объяснения, полностью не вдаваясь в суждения по абзацам, как говорится – по ходу чтения, и составить так сказать общую картинку.

ПЕРВОЕ - когда вы обратились с просьбой к напарнику(ам) – вы тем самым побуждаете его к определенным действиям.

То, как он отнесётся к вашей просьбе (с улыбкой, насмешкой, любопытством, или снисходительно, мол сделаю – только отстань, или с недоверием, ожидая какого-либо подвоха или воспримет как очередную игру и т.д. и т.п.) относится к разряду эмоций, которые формировались ещё до вашей просьбы.

маленькая ремарка от Fedora: каждая женщина знает, что прежде чем попросить у мужа новые туфельки, следует застать его в хорошем настроении, накормить повкуснее, ну а там уже действовать) эффективность повышается в разы.

Более того, превалирующие эмоции составляют черты характера, который начал формироваться ещё до вашего с напарником знакомства, и соответственно наложат свой отпечаток на его (их) действия.

Важно и то, как Вы обратились к напарнику, попросили ли или потребовали выполнить Ваше пожелание.

То же мы наблюдаем и в поведении собаки.

Команду мы также рассматриваем как побуждение к действию. И действие будет зависеть в том числе и от того, как и каким образом вы обратились к собаке (т.е. просто ли сняли с привязи, надели ошейник с поводком, подманили на кусочек лакомства, подозвали заранее отработанной командой) до этого .


ВТОРОЕ – Вы попросили нарисовать определённую геометрическую фигуру, в данном случае круг. Понятие о круге как о вполне определённой геометрической фигуре сложилось у нас с детского сада и человек будет честно пытаться нарисовать этот самый круг.

А теперь представьте себе, что Вам этот круг, т.е. фигуру (именно Вам, а не ему) всегда называли не кругом, а треугольником, а треугольник – кругом.

То есть Вы с детства знаете, что фигура, состоящая из суммы точек, равно удаленных от центра - это треугольник, как ещё? А замкнутая фигура, имеющая три угла, называется круг и все об этом знают.

Соответственно, пытаясь одновременно нарисовать круг, вы вдвоем будете мешать друг другу, и каждый будет думать, что делает точно то, что требуется.

А результат, то есть нарисованная вами фигура, будет зависеть от соотношения сил приложенных как с его стороны так и с вашей. Кто перетянет карандаш.

Точно так же можно рассматривать обучение собаки какому-то конкретному приёму. Когда вам необходимо научить собаку каким-то новым для неё действиям, Вы точно так же можете встретить сопротивление.

Это нормально и нужно быть всегда готовым к сопротивлению и тому что сразу в том виде, в котором бы вам хотелось, не получится. Обучать взрослую собаку всегда тяжелее, чем щенка, так как она сильнее щенка и более консервативна, если так можно выразится, в своих взглядах.

Но точно также, как в опыте, собака будет ориентироваться на прилагаемые вами усилия и эмоции. Ведь мы уже говорили ранее, что конечный результат взаимодействия зависит в том числе от эмоционального состояния и Вас, и собаки. Всегда нужно помнить, что точки зрения (и понятия о правильных действиях) могут в данный конкретный момент не совпадать (ведь Ваш напарник тоже может отказаться выполнять Вашу просьбу по своим причинам).

Поэтому у собаки нужно вырабатывать не только условные рефлексы, но и понятия.

Я рассматриваю отработку условных рефлексов как промежуточный, но необходимый момент для выработки определённых понятий у собаки. Поэтому дрессировка и является для меня всего лишь СОСТАВЛЯЮЩЕЙ частью процесса воспитания (согласно формулировке о дрессировке - "Дрессировкой называется последовательное и регулярное воздействие человека на собаку в целях выработки условных рефлексов по различным сигналам дрессировщика").

Примером может служить подготовка и обучение собаки охране вещи и квартиры. Не выработав понятия, что посторонний – это всегда противник, невозможно научить собаку правильно ориентироваться при охране.

Появление в охраняемой зоне чужого человека должно стать не просто раздражителем, а объектом, вызывающий определённые эмоции в зависимости от конкретных действий и конкретного места и согласно этому она должна действовать.

ремарка от Fedora: То есть собака должна не просто обратить внимание на то, что пришел чужой дядя и пойти с ним знакомиться, собака должна при появлении на территории чужака испытать вполне конкретные эмоции - раздражение, злость, ярость, и уже под влиянием этих эмоций действовать по ситуации. Самозапускающаяся мотивация - вот это оно и есть

Поэтому при обучении любому приёму Вы также должны учитывать эмоциональный фон занятия, обращая внимание не только на эмоции собаки, но на свои, и на эмоции, продуцируемые помощником, если он есть.

Особенно важно при постановке собаки на охрану, чтобы хозяин активно помогал собаке выстроить правильную линию поведения, однозначно не только действуя, но и выражая свои эмоции, помогая собаке выработать определенное эмоциональное восприятие объекта и ситуации.
объекта.



Аватара пользователя
МараЛеон
Сообщения: 972
Зарегистрирован: Пн дек 24, 2012 7:43 am
Репутация: 0
Откуда: Рязанская область

Сообщение МараЛеон » Вт июл 23, 2013 9:13 pm

Маш, это чей материал и откуда? :sm15:


Всё проходит...

Аватара пользователя
Fedora
Сообщения: 4221
Зарегистрирован: Чт дек 20, 2012 11:14 pm
Репутация: 7
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 208 раз
Поблагодарили: 138 раз
Контактная информация:

Сообщение Fedora » Вт авг 20, 2013 9:52 pm

Весь этот раздел на форуме собирается из текстов, написанных А. А. Ильинским, кинологом.


Кавказист, убей в себе болонку!

---------------------------------------------
Яростный дух. Наши приключения.

Ольга Владимировна
Сообщения: 225
Зарегистрирован: Пн окт 14, 2013 1:52 pm
Репутация: 0
Откуда: очередная Мертвая душа

Сообщение Ольга Владимировна » Сб ноя 09, 2013 12:05 am

А ДАЛЬШЕ??? я тута уже чай себе принесла, приготовилась читать минимум часа 3...


Мертвая душа на форуме

Аватара пользователя
Гнусечкин
Сообщения: 1401
Зарегистрирован: Вс дек 23, 2012 9:10 pm
Репутация: 3
Откуда: москва
Благодарил (а): 106 раз
Поблагодарили: 20 раз

Сообщение Гнусечкин » Вс ноя 10, 2013 4:05 pm

Да уж - оч интересно - и сразу такой облом... :grin: 8-) Просим продолжения 8)


Специфика метода кнута и пряника у нас в России в том, что пряник у нас засохший и им тоже бьют...

Аватара пользователя
Julka
Сообщения: 6139
Зарегистрирован: Вс дек 23, 2012 12:34 pm
Репутация: 185
Откуда: Владимирская область
Благодарил (а): 176 раз
Поблагодарили: 181 раз
Контактная информация:

Сообщение Julka » Вс ноя 10, 2013 9:08 pm

Fedora
Очень интересно - но таки да - хотелось бы продолжения! :)


"Кто-то уже раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду,а так ничего..."

www. dahmarda.com
https://www.youtube.com/channel/UCdy3Wo ... MQgNDY_AQA
https://www.instagram.com/dahmarda_com/

Аватара пользователя
Katiunya
Сообщения: 584
Зарегистрирован: Сб мар 23, 2013 12:41 am
Репутация: 0
Откуда: Москва-Владимирская область, г. Петушки - Краснодарский край, Северский район

Сообщение Katiunya » Вс ноя 10, 2013 9:44 pm

Julka писал(а):Очень интересно - но таки да - хотелось бы продолжения!

поддерживаю


Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак.


Вернуться в «Памяти Андрея Ильинского»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя